Интернетизация России движется полным ходом. Но сделать Интернет одинаково доступным во всех уголках РФ пока не удается. Регионы все еще отстают от центра: самый быстрый и самый дешевый Интернет достается жителям российских столиц, а на Дальнем Востоке он в десять раз дороже, чем в центре страны.
По данным ФОМ на осень 2011 года, месячная аудитория Интернета в России составляет 54,5 млн. человек - это около 47% от всего совершеннолетнего населения страны. С осени 2010 г. аудитория выросла более, чем на 17%. По данным сomScore, в сентябре 2011-го Россия вышла на первое место в Европе по количеству пользователей сетей Интернет.
Как и в предыдущие годы, аудитория Интернета росла в основном за счёт регионов страны: более 93% новых пользователей живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Активнее всего Интернет распространяется в сёлах: за год аудитория увеличилась на 33%. В то время как в столицах рост составил всего около 6%.
Вместе с тем, по проникновению Интернета (отношение аудитории Сети к населению) Москва и Санкт-Петербург по-прежнему лидируют с отрывом, а сёла и города с населением до 100 тыс. человек отстают от среднего уровня по России.
На начало 2012 г., возможность выйти в Интернет из дома есть уже у 92% жителей городов с населением свыше 100 тыс. человек, причём более половины из них пользуются высокоскоростным доступом. В составе интернет-аудитории продолжает увеличиваться доля пользователей, которые выходят в сеть ежедневно: с осени 2010-го по осень 2011-го этот показатель вырос с 69 до 75%.
Ежегодно скорость Интернета растёт, а стоимость снижается. В 2011 г. стоимость Интернета по России сократилась более, чем в два раза. В регионах самая используемая скорость доступа в Интернет выросла до 6,4 Мбит/с (на 156%), а в столицах - до 16,5 Мбит/с (на 50%).
Аудитория мобильного Интернета растёт в среднем в два раза быстрее, чем аудитория Интернета в целом. В январе 2012 г. различными мобильными устройствами (коммуникаторы, сотовые телефоны, планшетные компьютеры) для выхода в сеть воспользовались более 22% жителей российских городов с населением свыше 100 тыс. человек. За три года месячная аудитория мобильного Интернета выросла почти в два раза, тогда как аудитория Интернета в целом - на 50%. По показателю проникновения мобильного Интернета и по темпам развития крупные российские города почти не отстают от Москвы и Санкт-Петербурга.
В качестве основного мобильного средства выхода в сеть более половины россиян используют сотовые телефоны, около 42% - смартфоны и коммуникаторы, остальные 6% - планшеты. Большинство москвичей (56%) используют смартфоны и коммуникаторы, а планшеты в столице почти в два раза популярнее, чем в среднем в крупных городах страны.
В 2011 г. интернет-аудитория в регионах выросла на 20%. Самый высокий темп роста продемонстрировал Дальневосточный округ, самые низкие - Северо-Западный. По показателю проникновения Интернета лидирует СЗФО, а Центральный, Южный и Сибирский округа отстают от среднего уровня.
Интернет в регионах стал дешевле в среднем на 60%. Больше всех за доступ в Сеть платят жители Дальневосточного округа, меньше всего - Центрального. Стоимость Интернета в этих округах различается более чем в 10 раз. Всего около трети всех организаций в регионах имеют свои сайты (в Москве и Санкт-Петербурге - 70%). Выше этот показатель в Поволжье, ниже всего - в Северо-Западном округе.
Москва и Санкт-Петербург по-прежнему обгоняют регионы по всем показателям распространения Интернета и по большинству показателей, однако регионы постепенно сокращают отставание от столиц.
Интернет в регионах.