Что нужно ИТ-отрасли от власти? Результаты исследования


Проблема №1: финансов нет, кредиты недоступны

Большинство участников опроса на первое место среди самых острых проблем отрасли поставили нехватку финансов. С одной стороны, снижается спрос на ИТ-услуги, с другой - возникают серьезные сложности с привлечением оборотных средств через кредитование. "Большинство компаний-разработчиков и системных интеграторов не могут взять кредит из-за отсутствия основных активов, то есть материального залога. Особенно острой эта проблема стала в период кризиса, когда банки перестали кредитовать под оборотные средства и/или товар в обороте", - констатировал Сергей Пильцов, генеральный директор компании Leta IT-company. Отсутствие активов для залога называют одной из основных проблем и Леонид Тихомиров, генеральный директор "Парма-Телеком", и Андрей Алмазов, заместитель генерального директора ИЦ "Телеком Сервис". "Банки кредитуют только под залог товара на складе или под недвижимость. У небольших системных интеграторов таких активов, как правило, нет, а кредитные лимиты под текущие оборотные средства недостаточны для развития бизнеса", - прокомментировал г-н Алмазов.

Причину "прижимистости" банков участники рынка не в последнюю очередь видят в действиях государства. "Жесткая фискальная и монетарная политика правительства приводит к недостатку оборотных средств (вследствие высоких налоговых ставок и малой доступности кредитов), а это, в свою очередь, ведет к снижению инвестиций в развитие компаний и, тем самым, замедляет рост рынка", - замечает Владимир Тикунов, генеральный директор компании "Утилекс АйТи". В компании Merlion отметили отсутствие контроля за распределением банками полученных от государства на финансирование российских компаний средств. В результате банки просто "сидят на деньгах", а бизнес никакой поддержки не получает. А Константин Гутара, генеральный директор компании "Точная механика", привел в качестве примера нелояльности государства малый процент предоплаты по государственным контрактам.

Следствия нехватки оборотных средств легко предсказуемы: многие теряют возможность участия в долгосрочных ИТ-проектах, появляется риск вынужденных задержек по обязательным выплатам (налоги, заработная плата). Страдают в первую очередь малые и средние компании, вынужденные прибегать к сокращениям, увольнениям, а иногда - и к закрытию бизнеса. По словам Станислава Джаарбекова, генерального директора компании "МЦФЭР-консалтинг", сказывается снижение внутреннего спроса на ИТ-услуги из-за кризиса, поскольку предприятия сокращают свои расходы. "Сегодня основная задача компаний - выжить, в результате чего идет откат назад в уровне развития рынка, технологий и проектов", - отметил Александр Поляков, генеральный директор компании "Сервис Плюс".

ИТ-предприятия ждут от государства активных мер, в первую очередь создания специальных программ поддержки банков, которые, в свою очередь, по четким регламентам должны поддерживать ИТ-проекты. При этом упомянутые регламенты должны быть как можно менее бюрократизированными. Андрей Алмазов отмечает, что также необходимы специальные программы кредитования малых и средних ИТ-компаний с участием государства или государственных банков, развитие факторинга и кредитования под заключаемые договоры. Как уже упоминалось, те ИТ-предприятия, в числе клиентов которых есть большая доля госпредприятий, отмечают необходимость увеличения размера предоплаты в контрактах. "Долю авансовых выплат по госконтрактам нужно поднять с 30% до 40-50%", - считает Михаил Васильев, генеральный директор компании "Авикомп Сервисез". "Решение проблемы нехватки оборотных средств у предприятий - за государством. Но пока оно обращает внимание в основном на системообразующие корпорации: сырьевиков, тяжелое машиностроение и т.п.", - комментируют в Merlion.

Проблема №2: налогообложение давит

Многочисленные проблемы для ИТ-отрасли создает нынешняя политика налогообложения. Как отметил Петр Ефимов, президент компании "Информзащита", текущая структура взимания налогов приводит к исчезновению стимулов к потреблению наукоемкой и инновационной продукции, в том числе ИТ-решений, в российской экономике. Александр Жигалин, исполнительный директор "Русэнергоинформ", отмечает также неопределенность в отнесении затрат на ИТ (по налоговому и бухгалтерскому учету) для предприятий-заказчиков, длительные сроки амортизации компьютерного оборудования.

Всего в опросе приняла участие 21 компания
В общей сложности обработано 77 ответов топ-менеджеров

Источник: CNews Analytics, 2009

Но главной проблемой большинство участников считают высокую ставку единого социального налога (ЕСН) и тот факт, что система налогообложения настроена в первую очередь на сырьевые компании и не учитывает специфику ИТ-отрасли. "70-75% затрат компаний - производителей ПО и системных интеграторов - составляют расходы на заработную плату. Повышение ЕСН приводит к увеличению стоимости их услуг. Соответственно, их цены становятся для заказчиков все более неподъемными, что ведет к уменьшению объемов рынка", - заметил Владимир Варивода, президент холдинга ITG. "Отсутствие налоговых льгот для компаний, экспортирующих профессиональные услуги в сфере ИТ, влечет за собой неконкурентоспособность российских предприятий на зарубежных рынках", - отметил Леонид Тихомиров.

Следствием такой политики, особенно в условиях кризиса, являются убыточность производства ПО и ИТ-услуг, соблазн увода зарплат в "тень", невозможность содержать качественный персонал, констатирует Владимир Нитенко, генеральный директор "Форт-Диалог". В "Парма-Телекоме" считают разумными мерами снижение ставки ЕСН для компаний с трудоемким производством, предоставление рассрочки по уплате ЕСН (как это делается, например, с НДС), предоставление налоговых льгот в части затрат, направляемых на повышение квалификации ИТ-специалистов. Леонид Волков, заместитель генерального директора "СКБ Контур", уверен, что льготы по ЕСН необходимо распространить на все компании, занимающееся разработкой ПО. В ОТР считают, что нужно предоставлять ИТ-компаниям "налоговые каникулы" при подтверждении несокращения фонда оплаты труда. Эта мера позволит сохранить ценные кадры, вымываемые кризисом.

В ITG полагают, что снизить надо и налог на добавленную стоимость - до 12-13%. "Это приведет, по нашим оценкам, к исчезновению "серого" импорта, что, в свою очередь, сделает прозрачным ИТ-рынок в области таможенного законодательства. Следствием станет рост зарубежных инвестиций в ИТ-отрасль", - прокомментировал Владимир Варивода. , PR-директор компании НИКС, считает, что государство должно проводить политику защиты отечественных разработчиков при помощи заградительных пошлин на импорт. "Имеет смысл поэтапное введение пошлин. Сначала - на готовые товары при одновременной отмене пошлин на комплектующие для переноса сборки в Россию. Затем будет разумным повышение таможенных пошлин на комплектующие для переноса в Россию уже производства комплектующих", - полагает она.

Проблема №3: инновации надо поддержать

Отсутствие длинных денег в экономике приводит к тому, что в ИТ-отрасли не хватает средств на исследования и создание новых решений. На фактическое отсутствие поддержки отечественных R&D в области прикладных ИТ-продуктов указал Сергей Белевицкий, генеральный директор "Рамэк". По мнению Александра Жигалина, для создания по-настоящему инновационной экономики необходимо привлечение государственного финансирования исследований и создания новых решений в области АСУ ТП, а также освобождение расходов по НИОКР от налогообложения. Специалисты компании "Сервис Плюс" также считают необходимым создание специальных фондов, которые по простым и понятным правилам помогали бы финансировать и поддерживать техническое перевооружение компаний.

Проблема №4: не те кадры готовятся

Проблема нехватки кадров, которая остро ощущалась до кризиса, не потеряла своей актуальности и с его наступлением. Практически все опрошенные CNews компании указывают на низкий уровень подготовки кадров профильными институтами, в особенности специалистов, сертифицированных по конкретным технологиям. "Вузы учат не тому, чему надо. Они или вообще, или почти не готовят программистов, готовых к работе в условиях промышленной разработки ПО", - сказал Леонид Волков из "СКБ Контур". "На российском ИТ-рынке по-прежнему существует дефицит высококвалифицированных кадров, менеджеров среднего и высшего звена", - отметили в компании "ФОРС - Центр разработки".

Представители ИТ-компаний считают необходимой разработку совместных с профильными институтами программ обучения студентов, направленных на формирование нужных знаний и квалификаций. "Необходимо оставлять в вузах значительное количество сильных выпускников, которые могли бы учить других на современном уровне. Для этого надо предлагать им компенсации, сравнимые с теми, которые они могли бы заработать в индустрии - посредством грантов и специальных стипендиальных программ", - рекомендует Леонид Волков. Леонид Бродский, генеральный директор компании "Аудит - Новые технологии", считает нужным обновление списка утвержденных министерством образования специальностей, чтобы привести их в соответствие с текущими и перспективными потребностями рынка, а также приведение стандартов обучения и сертификации в области ИТ к мировым стандартам.

Проблема №5: гостендеры и госпрограммы потонули в коррупции

Большую обеспокоенность участников отечественного ИТ-рынка вызывает ситуация в области государственных программ и гостендеров. Среди проблем называют непрозрачность процедуры проведения конкурсов на выполнение госзаказа и/или выполнение заказа по инвестпрограмме госкомпаний, значительное сокращение финансирования инвестиционных программ госпредприятий (таких как РЖД, ФСК, МРСК, "Газпром" и т.д.) и госзаказчиков (министерств, ведомств и т.д.), затягивание выделения бюджетов и, как следствие, перенос конкурсов на конец года. Сетуют компании и на нежелание государства поддерживать отечественные продукты. Марианна Оболенская из НИКС указывает на отсутствие национальной программы создания отечественного ПО, а генеральный директор компании "Прогноз" Дмитрий Андрианов отметил недостаточную поддержку российских разработчиков ПО при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. "В области ИТ сложилась ситуация, когда даже конкурентоспособные российские программные продукты часто не допускаются на тендеры, - комментирует ситуацию Максим Богданов, генеральный директор компании "Аскон". - Зато есть многочисленные примеры траты бюджетных средств на импортное дорогостоящее ПО, которое потом не применяется. Отсутствуют механизмы обратной связи с государством, которые позволяли бы информировать о нарушениях в использовании бюджетных средств".

В первую очередь, считают участники рынка, необходимо реализовать прозрачный механизм проведения тендеров и снизить коррупционность конкурсных процедур. Во-вторых, нужно предоставить приоритет российским разработкам в ИТ-конкурсах федеральных и региональных заказчиков и компаний с высоким уровнем госучастия, обеспечить государственную поддержку разработчиков отечественного ПО. Наиболее радикально настроенные эксперты считают необходимым обязательный перевод бюджетных организаций на российское ПО. Также в числе полезных упоминались меры финансового характера - увеличение размера авансовых платежей от госпредприятий за ИТ-услуги, учет курсовой разницы валют при заключении контрактов и т.д.

Проблема №6: законодательство хромает, работа госслужб вызывает нарекания

Очень много нареканий вызывает у представителей ИТ-компаний работа государственных служб и ведомств. Они отметили недостаточное распространение электронного документооборота; отсутствие в России большой номенклатуры ИТ-оборудования на складах; трудности при ввозе в РФ компьютерной техники. Серьезные препятствия ожидают тех, кто строит каналы связи. Так, президент компании "Сибинтек" Александр Решетников обратил внимание на продолжительную процедуру выдачи разрешений на использование радиочастотного спектра. Игорь Алексеев, генеральный директор компании "Орбита", назвал в числе проблем длительный официальный срок выдачи технических условий от владельцев связевой канализации, отсутствие общероссийского свободного электронного банка топографических карт с указанными наземными и подземными коммуникациями, отсутствие в региональных органах Главгосэкспертизы подразделений по экспертизе связных проектов.

Участники рынка считают необходимым реализацию единой национальной системы электронного документооборота (ЕНЦЭД), обязательной к применению в бюджетных организациях, изменение срока выдачи разрешений, осуществление жесткого контроля соблюдения сроков, упрощение таможенных процедур, а также законодательства и процедур для внешнеэкономической деятельности.

Источник: CNews Analytics, 2009

Леонид Бродский обратил внимание на то, что вопросам качества ИТ-услуг на государственном уровне уделяется недостаточное внимание. Топ-менеджер считает, что необходима популяризация стандартов качества в области ИТ и введение льгот для компаний, сертифицированных по стандартам ISO, CMMI и им подобным. В "Сибинтеке" отмечают отсутствие унифицированных форматов и протоколов для взаимодействия автоматизированных систем органов государственной власти и бизнеса. Экспертами отмечено низкое качество поддержки информационных систем в государственных органах из-за недостатка кадров, особенностей штатного расписания госорганов, неконкурентоспособной заработной платы для ИТ- и ИБ-специалистов, работающих в госструктурах. Петр Ефимов считает, что следует передать функции обслуживания ИТ и обеспечения ИБ органов государственной власти на аутсорсинг специализированным отечественным компаниям. Это позволит освободить госорганы от непрофильной деятельности, сократить штатную численность и фонд заработной платы, повысить уровень защиты за счет выполнения работ высококвалифицированными специалистами и создать дополнительные рабочие места в российских ИТ-компаниях.

В отечественном законодательстве ИКТ-предприятия находят много недоработок. Так, Владимир Разуваев, директор по правовому обеспечению компании Softline, отметил опасный пробел, из-за которого любая законопослушная компания рискует попасть в число пиратов. Это отсутствие четкого перечня документов, подтверждающих легальность использования программ для ЭВМ и придание дополнительным доказательствам (сертификатам и пр.) статуса доказательства легальности. Также ощущается нехватка регулирующих документов для молодых типов связи. К примеру, нормативные акты для телекоммуникаций, вступившие в силу с 1 января 2006 года, не затронули деятельность компаний, оказывающих услуги IP-телефонии. До сих пор не завершена работа по предоставлению конечному пользователю права выбора оператора международной и междугородной связи, отсутствуют утвержденные лицензионные требования к виртуальным операторам связи и т.д. Без доработки всех этих белых пятен, считают представители ИКТ-компаний, дальнейшее развитие весьма затруднительно.

Проблема №7: низкая эффективность ИТ-проектов

Среди других проблем опрошенные CNews руководители компаний указали недостатки в работе программы "Электронная Россия", негативные следствия лоббирования узких интересов в ущерб ИТ-отрасли в целом, отсутствие должной стандартизации и медленное внедрение СПО в стране. В компании "Утилекс АйТи" отметили в качестве серьезного недостатка значительное число "аффилированных сделок" в сфере ИТ, когда компании в качестве подрядчика выбирают близкие им структуры. Впрочем, в условиях кризиса, считают в "Утилексе", доля "своих" будет неизбежно падать. "В складывающейся ситуации заказчики вынуждены больше внимания уделять эффективности ИТ-проектов, что должно выразиться в более взвешенном и рациональном подходе к выбору подрядчика", - отметили в компании.

Андрей Алмазов из "Телеком Сервиса" отметил низкую культуру ИТ-проектов в России и слабую компьютерную грамотность бизнеса. Следствие этого - снижение эффективности реализации ИТ-проектов, в том числе в государственных учреждениях, низкие темпы развития информатизации, снижение конкурентоспособности российских предприятий из-за недоразвитости ИТ по сравнению с западными образцами, отсутствие долгосрочных капиталовложений в ИТ. Такое положение требует более активного сотрудничества профильного министерства с независимыми организациями ИТ-бизнеса, ставящими своей целью содействие развитию рынка, а также введения стимулирующих и поддерживающих мер для развития высокотехнологичного рынка ИТ в России.

Источник статьи: SiliconTaiga