Из-за спама экономика России ежегодно теряет полтора-два миллиарда долларов


По итогам 2008 года доля спама в почтовом трафике составила более 82,1%. Какой же ущерб наносит столь масштабное засорение деловой и личной переписки? Чтобы выяснить это, эксперты аудиторской и консалтинговой компании ФБК взялись оценить потери рабочего времени всех занятых в экономике страны на чтение и удаление спамовых сообщений, а также дополнительные факторы, влияющие на конечный экономический результат:

- расходы на антиспамовые программы (реально для пользователей Интернета такие фильтры практически ничего не стоят, но изначально их производство также требует определенных затрат);
- расходы на поддержание в работоспособном состоянии средств антиспамовой защиты (оплата труда специалистов, выполняющих соответствующие функции);
- потери экономики от пользования услугами сомнительного качества (реклама соответствующего качества услуг возможна, прежде всего, посредством рассылки спам-сообщений) и в результате обмана и мошенничества и др.

Для того чтобы получить недостающую статистику по количеству писем в день, приходящих на корпоративную почту, а также узнать, сколько времени тратят российские пользователи Интернета на удаление спама, компания ФБК провела опрос среди своего персонала. В результате выяснилось, что среднее количество писем, которое получает сотрудник компании ФБК, составило 21,8 писем в день. При этом спама приходит 9,9 писем, т.е. доля спама составила 45,6%.

"Это почти в два раза ниже обычной статистики и обусловлено скорее всего тем, что доля спама в 80%, то соответствующая стоимостная оценка и будет ценой экономических потерь от спама - распространяется в общем на почту российских Интернет-пользователей, в то время как для н-шего исследования значение имеют именно корпоративные почтовые ящики. Как правило, корпоративная электронная почта, благодаря различным антиспамовым программам, защищена гораздо лучше. В связи с этим и доля спама в корпоративной почте значительно меньше", - отмечается в отчете ФБК.

В ходе дальнейшего исследования выяснилось, что в среднем сотрудники ФБК тратят на удаление одного сообщения спама 6,8 секунд. Однако, по оценкам, IT-экспертов ФБК порядка 40% компаний России не ставят защиту против e-mail рас-сылок. Кроме того, при расчетах следует учитывать, что в среднем такая программа может отлав-ливать до 90% спама. Таким образом, для расчета будут использоваться такие данные: 60% ком-паний используют защиту и получают только 10% спама, что количественно выражается в 9,9 письмах, согласно опросу ФБК, и 40% компаний вообще не используют фильтры и получают все 100% писем спама. Следовательно, в среднем российские работники, пользующиеся электронной почтой, получают 45,6 писем спама ежедневно.

После этого оставалось только подсчитать потери в масштабах всей России.  По данным Всемирного банка, в России, в 2007 году в России Интернетом пользовались примерно 30 миллионов человек, а электронной почтой - около 13,5 млн. человек. используя полученные результаты, Использовав данные Росстата, эксперты ФБК оценили среднюю зарплату работника, пользующегося электронной почтой в 17767,4 рубля в месяц, 856,3 рубля в день и 107 рублей в час. Напомним, что на удаление 1 письма спама уходит в среднем 6,8 секунд. Следовательно, количество времени, уходящего на удаление спама в день составляет 5 минут 10 секунд или 0,09 часа. С учетом средней "стоимости" рабочего часа (107,0 руб.), "стоимость" потерь из-за спама за день составляет  9,2 рубля.

"Количество занятых в экономике, пользующихся электронной почтой, около 13,6 млн. человек. Умножаем эту цифру на потери из-за спама за 1 день (13,6 млн. чел.* 9,2 руб.) и получим ежедневные потери экономики от несанкционированной e-mail рассылки - 125,7 млн. руб-лей в день, т.е. за год это 31,3 млрд. рублей или не многим менее 1,3 млрд. долларов США (по среднегодовому (2008 г.) курсу 24,87 руб. за доллар США)", - отмечается в отчете ФБК.

В другом варианте расчетов эксперты ФБК учли то, что сотрудники, имеющие доступ к электронной почте, как правило, не работают на низовых должностях и занимаются малоквалифицированным трудом, а потому средняя зарплата такого работника выше средней по отрасли. В исследовании ФБК ее оценили в 26754 рубля в месяц, 1289,3 рубля в день и 161,2 рубля в час.

В результате увеличения "цены" рабочего времени изменился и размер потерь из-за спама - до 13,9 рубля на человека в день (0,09 часа * 161,2 руб.) или 47,2 млрд. рублей или около 1,9 млрд. долларов США (на экономику страны в год.

"Экономические потери российской экономики от спама составляют 1,3-1,9 млрд. долларов США в год (2008 г.). Это сопоставимо с суммой, которую государство в целях преодоления социальных последствий экономического кризиса собирается выделить в 2009 году на увеличение пособий по безработице (1,4 млрд. долларов США). Кажущаяся невысокой величина экономических потерь от спама - 1,3-1,9 млрд. долларов США - в условиях экономического кризиса становится вполне реальным резервом повы-шения эффективности российской экономики или, по меньшей мере, смягчения для нее последствий кризиса", - отмечается в отчете компании ФБК.

Источник статьи: SiliconTaiga