CNews Forum 2007: какой будет ИТ-Россия завтра?


В конце ноября в Москве состоялся первый форум CNews. Он собрал представителей ключевых игроков ИТ-рынка и был призван определить будущее развития информационных технологий в России и в мире, понять роль ИТ в государстве и бизнесе завтрашнего дня.

Скорее всего, через пять лет мы будем жить в совершенно другом ИТ-ландшафте. Определение того, каким он станет через этот относительно недолгий срок, стало, по словам главного редактора CNews Максима Казака, одной из приоритетных задач организаторов форума. Еще одной ключевой целью мероприятия было предоставление участникам CNews Forum 2007 независимой площадки для обсуждения проблем развития рынка ИТ, вопросов информатизации органов власти и перспектив развития этого процесса.

Чтобы определить будущее, полезно осознать наше сегодняшнее местонахождение «на карте развития ИТ». Оценки роли России в эволюции ИТ-индустрии и роли ИТ в жизни нашего государства, данные спикерами форума, были весьма неоднозначными. Например, руководитель Федерального агентства по информационным технологиям Владимир Матюхин не согласился с популярным мнением о том, что в области ИТ Россия постоянно догоняет Запад. По его словам, в нашей стране всегда были системы, аналоги которых западные страны так и не смогли разработать. Правда, эти решения были «страшно далеки от народа» и от реализации задач, в наибольшей степени востребованных населением. В качестве примера г-н Матюхин привел использование уникальной технологии, разработанной в 1993 году ФАПСИ и ставшей препятствием на пути распространения фальшивых авизо из Чечни. Данное решение фактически сделало этот преступный бизнес бессмысленным.


Говоря о дне сегодняшнем, г-н Матюхин остановился на известном и актуальном проекте - реализации концепции построения электронного государства. По словам главы Росинформтехнологии, по завершении этого проекта оценка деятельности государственных органов будет производиться на основе количества и качества услуг, которые государство оказывает гражданину. Ряд электронных сервисов планируется ввести уже в 2008 году. Но быстрому построению данной системы, по утверждению г-на Матюхина, препятствуют унаследованные информационные системы на местах. Как правило, это разные и часто несовместимые решения. Значительную долю подобных систем планируется унифицировать и подчинить задаче оптимального предоставления услуг, оказываемых госорганами населению.

Что касается самих услуг, то они, прежде всего, должны стать юридически значимыми и соответствовать требованиям конфиденциальности. Важная роль в перечне перспективных госуслуг, по мнению г-на Матюхина, принадлежит развитию электронного нотариата. Правда, собеседники CNews считают нотариат самой консервативной областью юриспруденции, проявляющей наименьшую готовность к переходу на ИТ-рельсы. Поэтому развитие электронного нотариата может стать реальностью лишь после принятия на государственном уровне множества законов и поправок к ним. Впрочем, и сама концепция построения электронного государства может быть реализована лишь при определенных условиях. Главное из них - это создание инфраструктуры для объединения разрозненных проектов, которые ведут отечественные министерства и ведомства силами ИТ-подрядчиков. «Создание такой инфраструктуры приведет к серьезнейшему прорыву в бизнесе, - считает Владимир Матюхин. - Задачи построения должно взять на себя государство. И пока «инфраструктурные рельсы» в России не проложены, все так и будут продолжать довольствоваться созданием собственного крошечного участка этой «железной дороги»».


Приоритетом на 2008 и последующие годы назвал создание ИТ-инфраструктуры для предоставления государственных услуг и заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ РФ Максим Паршин. В числе других важных задач он отметил развитие региональных многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ), формирование системы порталов государственных услуг, создание системы call-центров как эффективного источника информирования о госуслугах, развитие электронных платежных систем, которые будут использоваться для оплаты сборов, штрафов, налогов, а также перевод государственных услуг в электронную форму. «Это потребует проведения уже в 2008 году нескольких крупных интеграционных проектов, - отметил г-н Паршин. - А до 2010 года правительством РФ будет принят перечень актов о переводе государственных услуг (сегодня их около 100) в электронную форму». В будущем «супермаркет государственных услуг» будет предлагать до нескольких сотен сервисов. Причем, приоритетом в ходе внедрения станут те услуги, которые позволят сократить уровень коррупции чиновников на местах.

В настоящее время в 16 субъектах РФ создается 18 МФЦ. В начале 2008 года часть этих центров будет открыта - они появятся как в крупных мегаполисах, так и в российских райцентрах. Предоставляемые услуги на первом этапе будут связаны с такими направлениями, как социальная поддержка, предпринимательская деятельность, а также регистрация прав на землю и недвижимость. «По мере распространения МФЦ органы власти перестанут требовать от гражданина предоставить информацию, которая уже содержится в государственных информационных системах», - говорит г-н Паршин.

Сюрпризы «ПО для домохозяек»

Если большая часть спикеров CNews Forum 2007 придерживалась мнения о том, что Россия практически догнала Запад в области развития ИТ, а по некоторым направлениям - даже перегнала, то депутат Госдумы РФ Виктор Алкснис, напротив, выразил опасение, что наша страна отстала в этом направлении от своих иностранных конкурентов навсегда. «Наше чудовищное отставание в сфере информационных технологий уже несет в себе угрозу суверенитету РФ - отметил он. - В плане ИБ мы оказались практически беззащитными: единственное, что Россия сегодня может противопоставить этим угрозам -организационные мероприятия, связанные, как правило, с отключением компьютеров от Сети». По его мнению, удручающее состояние отечественной электронной промышленности приводит к тому, что на российскую технику, в том числе и на объекты оборонного значения, ставятся комплектующие исключительно зарубежного производства, которые могут содержать в себе ряд недекларированных возможностей. Например, микросхемы для российского стратегического оружия сегодня поставляются латвийским заводом «Альфа», несмотря на то, что Латвия давно является членом НАТО. В ответ на довод о том, что отечественное вооружение может содержать аппаратные закладки, Минобороны только разводит руками, сетуя, что российские заводы не в состоянии выпускать подобные микросхемы и развитие наших продуктов в этой области остановилось на уровне 70-х годов прошлого века.

Г-н Алкснис отмечает, что ИБ России складывается из двух составляющих. Первая - это отечественное производство электронных компонентов и комплектующих, позволяющее выпускать конкурентоспособное оборудование. Вторая составляющая - использование отечественного ПО в органах государственной власти и стратегически важных областях. «Сегодня 90% используемого в России ПО относится к проприетарному, основанному на закрытом коде, - отметил депутат. - Я ничего не имею против Microsoft, тем более что сам использую это «ПО для домохозяек»». Но я борюсь с монополией этой корпорации на российском рынке ПО, которая несет серьезную угрозу информационной безопасности нашей страны». По мнению Виктора Алксниса, ПО для госстуктур должно разрабатываться господрядчиками и распространяться бесплатно. И под это ПО постепенно должны быть адаптированы наиболее часто используемые информационные системы (например, разработки «1С»). Примечательно, что мнение г-на Алксниса поддержало большинство участников форума, выбрав в качестве приоритетного направления развития ИТ-отрасли России усиление ИБ за счет использования отечественных программных и аппаратных решений.

ИТ большого города

От проблем информатизации государства участники CNews Forum 2007 перешли к перспективам использования ИТ в его столице. Как рассказал начальник Управления информатизации города Москвы Алексей Михайлов, наиболее значимые для Москвы проекты связаны с обеспечением безопасности, коммунальным хозяйством, социальной сферой. Второе направление - автоматизация органов власти - является вспомогательным. По его словам, в числе шагов по обеспечению безопасности планируется завершить установку 90 тыс. видеокамер в подъездах жилых домов Москвы. При этом уже сегодня в каждом районе существуют центры мониторинга поступающей видеоинформации. В течение ближайших трех лет Москва планирует завершить новый инновационный проект - по автоматизации сферы мониторинга и комплексной безопасности. В каждом доме будет установлен общедомовой концентратор, который позволит собирать и передавать в инженерно-технический центр информацию как с видеокамер, так и с датчиков учета и счетчиков коммунальных платежей. Операторы, находящиеся в подобном центре, будут следить как за видеокамерами, так и за качеством работы систем жизнеобеспечения зданий, а на основе агрегированной информации будут формироваться платежные документы. В дальнейшем такие инженерно-технические центры будут подключены к единой службе ЖКХ Москвы.

По словам г-на Михайлова, идет планомерное развитие проекта социальной карты москвича. В будущем с ее помощью планируется учитывать льготы на приобретение лекарств, жилищные субсидии и др. Есть планы по созданию единой медицинской карты москвича. После реализации этого проекта истории болезни пациентов смогут храниться в единой базе данных и благодаря этому быть доступными для докторов различных медицинских центров Москвы. Развивается также проект соцкарты учащегося. «Через три года все московские школьники будут иметь такую карту, а их родители смогут с помощью карты оплачивать затраты детей на питание, транспорт, доступ к платным сервисам, и т.д., - отметил г-н Михайлов. - За это же время мы планируем увеличить и компьютерную оснащенность московских школ: если сегодня в Москве в среднем приходится 19 учеников на 1 компьютер, то через три года их будет не более 9».

Взгляд прагматичного оптимиста

Выступая на CNews Forum 2007, председатель правления группы «Систематика» Феликс Гликман, по его собственному признанию, выразил взгляды прагматичного оптимиста. Он отметил, что, несмотря на то, что за последние годы значительно вырос объем продаж аппаратного и программного обеспечения в нашей стране, ни железо, ни ПО само по себе пользы бизнесу принести не сможет. «Запад сегодня существенно обгоняет Россию по доле ИТ-услуг, особенно это заметно по сектору аутсорсинга, доля которого крайне мала и не превышает 2,5%, - отметил г-н Гликман. - Относительно невысокая доля ИТ-услуг на российском ИТ-рынке (20% по сравнению с 60% на Западе) в совокупности с фактическим отсутствием сектора аутсорсинга - показатель того, что ИТ используются в России неэффективно». По его мнению, Россия отстает от Запада на порядок, находясь на периферии рынка ИТ-услуг.

Несмотря на то, что г-н Гликман не разделяет оптимизма относительно ИТ-прорыва, осуществленного Россией за последние годы, он убежден в наличии серьезных перспектив для роста. «Пока в России существует масса неэкономических причин, сдерживающих применение ИТ - в их числе плохое корпоративное управление, неумение заказчиков оценивать эффективность вложений в ИТ, слабая координация ИТ- и бизнес-целей, - считает он. - Кроме этого, для России традиционно характерны высокий уровень коррупции и нерыночные факторы конкуренции». Тем не менее, по словам Феликса Гликмана, рынок ИТ-услуг в России будет расти. Изменение соотношения потребляемых продуктов и сервисов в сторону увеличения доли услуг - это естественное для ИТ-рынка развитие событий, следствие развития экономики. Руководителям и собственникам бизнеса хочется получить максимальную отдачу от вложенных в информационные технологии средств, а это вызовет повышение спроса на ИТ-консалтинг и другие сервисы. Здесь у российских ИТ-игроков огромное поле для деятельности.

Заграница нам поможет

Вице-президент и генеральный директор НР в России Оуэн Кэмп отметил, что еще буквально четыре года назад о российском ИТ-рынке говорили как о молодом и растущем. «Сегодня ситуация изменилась: мы наблюдаем рост числа ИТ-компаний, стремящихся к проведению IPO, увеличение количества слияний и поглощений в российском ИТ-секторе, - рассказал он. - Наблюдается не только количественный рост рынка, но и значительные качественные изменения. К примеру, существенно возросла за последние годы роль ИТ-директора в крупных компаниях. Эти топ-менеджеры призваны сегодня увязать бизнес-задачи предприятия с ИТ-стратегией».

Вице-президент AMD в России, СНГ, Восточной Европе и Турции Пьер Брансвик считает, что по мере развития ИТ во всем мире будет возрастать потребность в снижении расходов на электроэнергию. Помочь в решении проблемы может виртуализация, которая позволяет сэкономить до 79% соответствующих затрат. Г-н Брансвик в числе ключевых трендов развития ИТ также отмечает «катастрофический» рост объемов данных. Только количество размещенных в Сети файлов к настоящему моменту перевалило за 3 млрд. Однако пока нет полноценной инфраструктуры, которая позволила бы полностью использовать возможности Web-2.0. Руководителей компаний он призвал перейти к инновациям, оптимизации ИТ-портфеля, а во главу угла ставить потребителя.

Для обсуждения развития ИТ в отдельных экономических нишах гости форума во второй половине дня приняли участие в секционных круглых столах. В качестве приоритетных было выбрано пять отраслей: госсектор, торговля, банки, ТЭК и телеком.

Госсектор: курс на повышение эффективности

Достижение значительного уровня оснащенности органов государственной власти, прежде всего - федерального уровня, аппаратными средствами, привело в движение ранее «дремавшие» процессы. В настоящее время внимание сфокусировано на повышении качества межведомственного взаимодействия, создании единого информационного пространства органов государственной власти, построении сервисной модели государства, предоставлении государственных услуг в электронном виде. Взятый курс на решение этих задач привел к оживлению на рынке, отмечается тренд в сторону увеличения предложения комплексных решений, включая аутсорсинговые услуги.

На заседании президиума Государственного совета РФ в Нижнем Новгороде в феврале 2006 года Президентом России Владимиром Путиным поставлена задача создания электронного правительства к 2010 году. Летом 2007 года Мининформсвязи России представило Концепцию формирования в РФ электронного правительства до 2010 и сегодня эти работы приобретают все более зримые черты. Так, по словам Владимира Самолетова, заместителя руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости РФ, «необходимо создание общегосударственной системы, объединяющей поставщиков электронных государственных услуг, потребителей услуг и поставщиков технологических (решений) электронных государственных услуг». Для этого, в первую очередь, необходимо обеспечить доработку законодательства, а также создание соответствующей технологической инфраструктуры. Большую часть забот по построению технологической инфраструктуры должно взять на себя государство. Тем не менее, по мнению Владимира Самолетова, «одним из необходимых условий эффективного развития системы предоставления электронных государственных услуг, является стимулирование доступа на этот сегмент рынка коммерческих организаций, способных активизировать инвестиционные процессы».

О том, что сектор российского рынка ИТ-решений для органов государственной власти и государственных организаций не теряет привлекательности, но становится все более емким, свидетельствует заметная активность среди крупных зарубежных компаний. Так Citrix Systems, которой принадлежит около 80% мирового рынка доставки приложений, после четырехлетнего присутствия на российском рынке усиливает интенсивность своей работы с государственными структурами. Как заявил руководитель российского представительства компании Сергей Кузнецов, «в ближайшее время компания Citrix выведет на рынок продукт, предназначенный специально для российского рынка». По его словам, этот продукт «будет позиционироваться специально для государственных учреждений» и «позволит полностью удовлетворить как функциональные, так и законодательные требования заказчиков».

В апреле 2007 года было заявлено об открытии направления по работе с госсектором в России компании SAS, мирового лидера рынка программного обеспечения и услуг в области бизнес-аналитике. По словам директора по работе с госсектором SAS Russia Анатолия Харламова, важность оценки эффективности в российском госсекторе значительно возросла и SAS предлагает комплексное решение, позволяющее «связать повседневную операционную деятельность организации с долгосрочными стратегическими целями».


Вопросы повышения эффективности красной нитью проходят сквозь большинство современных ИТ-решений, представленных на рынке. Так, например, группа компаний «Армада» в этом году анонсировала свое новое решение для топ-менеджеров - «РБК Мониторинг», призванное повысить эффективность работы руководителей крупных компаний и органов государственной власти. В настоящее время система тестируется в Мининформсвязи РФ и Минсельхозе РФ. Как заявил руководитель направления управленческих информационных систем ГК «Армада» Михаил Городилов, «появление персональных информационных систем высшего руководства» является одной из тенденций развития ИТ.

Интерес крупных коммерческих компаний к работе с органами государственной власти и государственными организациями объясняется тем, что «государство сейчас является крупнейшим потребителем передовых технологий», - как отметил в своем выступлении генеральный директор Etegro Technologies Олег Изумрудов. Большой вклад в развитие технологий вносит реализация крупных национальных проектов. «Это дает развиваться отечественной ИТ-индустрии в целом», - считает он. При этом одним из наиболее важных моментов является применение комплексного подхода к реализации поставленных задач.

В этих условиях одним из важнейших направлений должно стать развитие отечественного инновационного производства. Успеха в конкурентной борьбе с крупнейшими производителями можно достичь, лишь обеспечив переход от «сборочного» к «реальному» высокотехнологичному производству, - подчеркнул Ренат Юсупов, старший вице-президент компании Kraftway по технологиям. Причем, производство должно быть инновационным - «исследования и разработки должны стоять на потоке» - и сервис-ориентированным. «Потребности в «железе», как таковом, сейчас практически не существует - есть потребность в решении задач, - отметил Ренат Юсупов. - Нет конкуренции технологий, а есть конкуренция сервисов».

Между тем рынок ИТ-услуг и сервисов в государственном секторе в настоящее время только начинает развиваться. Как отметил Иван Андрианов, начальник отдела поддержки продаж сервиса компании «Открытые технологии»: «В России пока не существует услуг аутсорсинга в том плане, в котором его понимают западные компании». По его мнению, в нашей стране существует аутсорсинг некоторых приложений и систем, но комплексного подхода ни одна компания не проповедует. Тем не менее, этот рынок рассматривается многими игроками, как один из наиболее перспективных. Именно госзаказчик, считает Иван Андрианов, сейчас наиболее готов к переходу на услуги аутсорсинга.

Информатизация ТЭК: кому соль, а кому бальзам на раны

Векторы информатизации в топливо-энергетическом комплексе вызваны прямо противоположными трендами: повышением цен на сырье в топливодобывающем сегменте и резким ростом затрат на энергоносители в тепловых генерирующих компаниях.

Понятно, что для одних новости с мировых бирж - «бальзам на раны», а для других -«ночной кошмар». Сегодня в России сложилась такая ситуация, что для «нефтянки» переработка нефти внутри страны стала делом неинтересным. Более того, основная масса НПЗ введена в строй более чем 20-30, а то и 40, лет назад и требует коренной реконструкции. В этих условиях говорить о масштабных инвестициях в ИТ не приходится, тем более, что укомплектованы они этими самыми ИТ «по самую верхушку». Задача заключается в том, чтобы получить максимальную отдачу от их работы. А это означает рост потребления ИТ-сервисов, связанных с управленческим консалтингом и аутсорсингом. Еще можно надеяться на увеличение затрат на центры обработки геофизических и пространственных данных.

Находящиеся на другом конце трубы предприятия энергетики находятся в прямо противоположной ситуации. И дело здесь не только в повышении цен на сырье и регулировании отпускных цен на их продукцию государством. Отрасль вступила в эпоху реформ, главная цель которых - либерализация рынка электроэнергии и создание на нем конкурентной среды. Естественно, бывшие «дочки» РАО ЕЭС оказались абсолютно не готовы к такому повороту событий, прежде всего, из-за отсутствия необходимых элементов ИТ-инфраструктуры. В частности, по словам представителей OГK-5, у их компании с оборотом «в 12 нолей в год», 67% всех затрат приходится на топливо, а еще 16% - на техперевооружение и ремонт. Поэтому уменьшение этих затрат при помощи ИТ даже всего на 0,5% - гигантская экономия.

В связи с этим, перед ИТ-департаментом OГK-5 стоят два блока первоочередных задач. Первый - построение систем автоматического управления технологическими процессами (АСУ ТП) и оперативного управления (прежде всего, это решения класса MES, EAM и учета основных средств в масштабе реального времени). В дальнейшем предполагается построение решения для автоматического управления генерацией на основе суточного планирования и качеством производимой электроэнергии, чего в РАО ЕЭС никогда не было и без чего работать на современном рынке электроэнергетики просто невозможно. Только после этого запланирован ввод в действие биллинговых систем и построение систем активного экологического мониторинга. Второй блок задач связан с тем, что практически все генерирующие компании сейчас выставлены на продажу. Встает вопрос о том, будет ли потенциальный собственник менять ERP-систему под свои нужды или нет? Поэтому в OГK-5 начали загодя готовиться к этому процессу, и пошли по пути использования СОА.

ИТ в торговле: рукописные ценники исчезнут

Несмотря на уверенное развитие российской розницы, доля затрат на ИТ в этом секторе пока не превышает 1%, и в структуре расходов по-прежнему доминируют средства, выделяемые на «железо» - порядка 42%.

В то же время нельзя сказать, что никаких качественных подвижек здесь не происходит. Российские торговые компании активно внедряют передовые ИТ, используемые многими ведущими зарубежными ритейлерами. По мнению собравшихся на заседание секции «ИТ в торговле», все большую роль в торговом секторе будут играть технологии виртуализации, позволяющие сократить затраты на дополнительное оборудование, а также целый ряд косвенных расходов, максимально задействовать имеющиеся информационные ресурсы. В будущем получат развитие технологии, обеспечивающие работу call-центров. Сегодня подобный сервис имеют 27 из 50 крупнейших розничных сетей. Оставшиеся ритейлеры, наверняка, будут следовать за своими коллегами. Все более важное место в работе торговых предприятий будет отводиться так называемому «столу заказов», и, в частности, развитию интернет-торговли. Тенденция последних лет - все более широкое внедрение программ лояльности («Малина», «Много.Ру».) - в будущем только усилится, что повлечет за собой дальнейшее развитие технологий, обеспечивающих ИТ-поддержку дисконтирования, бонусных систем и т.д.

Не исключено, что в скором времени в России может получить развитие система мобильных платежей. Пока такого рода подход популярен в основном в странах Юго-Восточной Азии, в США и Европе он не очень прижился. В России же уже сейчас предпринимаются попытки ввести подобную систему, однако пока вопросов больше, чем ответов - слишком остро стоит вопрос безопасности платежей. Вполне вероятно и распространение технологии Electronic Shelf Labeling (ESL) или электронных ценников, когда традиционные бумажные ценники в торговых залах ритейлеров заменяются жидкокристаллическими индикаторами. Эта технология значительно минимизирует ручной труд по изготовлению бумажных ценников. Большое будущее наверняка ждет и технологию RFID (радиочастотной идентификации). Ее уже активно используют некоторые крупные западные торговые компании, однако в России ее практически нет. Как рассказал заместитель генерального директора торговой сети «Утконос» Сергей Шишков, в его компании была предпринята попытка внедрения RFID (правда, не в торговых залах, а на складе). Однако она себя не оправдала - за год выходило из строя до 30% меток, при их считывании возникало немало ошибок, наконец, в эксплуатации данная технология оказалась очень дорогой. В результате, в «Утконосе» вернулись к традиционным штрих-кодам. Однако, несмотря на негативный опыт, глава «Утконоса» отметил, что после того, как технология будет отлажена и станет приемлемой по соотношению «цена/качество», к ней обязательно вернутся.

Были отмечены на секции и хорошие перспективы в торговле у систем электронных платежей, телекоммуникационных технологий на основе систем спутниковой связи, комплексных интеллектуальных систем безопасности с открытой архитектурой и т.д.

Как на Западе, так и в России в последние годы все большее распространение получает так называемая культура «БоБу» («богемных буржуа»). Состоятельные люди не хотят ходить с тележками по супермаркетам, они требуют к себе особого отношения, желают, чтобы их шоппинг был максимально комфортным. И именно ИТ в состоянии обеспечить максимальную индивидуальность и интеллектуальность покупок.


Среди глобальных тенденций в торговле были отмечены, пожалуй, общие для всей российской экономики - дальнейшая консолидация бизнеса, развитие аутсорсинговых подходов и т.п.

Банки модернизируют ИТ-инфраструктуру

Банки, всегда находившиеся в авангарде информатизации, первыми приходят к тем ИТ-проблемам, решать которые, рано или поздно, начнут все вертикальные рынки. Сегодня сектор переживает период перепланирования ИТ-ландшафта, модернизируя свою ИТ-инфраструктуру под новые задачи и увеличивающиеся масштабы бизнеса.

Одними из первых начавшие автоматизацию бизнес-процессов и столкнувшись с проблемой "зоопарков" информационных систем банки оказались в числе "пионеров", инициировавших проекты по внедрению интеграционных платформ. Эти решения тем более актуальны, чем больше разрастается количество используемых банками систем, покрывающих новые задачи бурно набирающего обороты бизнеса. Условия высоко конкурентного рынка, со своей стороны, ужесточают требования к скорости всех процессов. Лавинообразно увеличиваются объемы данных, что накладывает свои требования к системам хранения и обработки информации. Все вместе это формирует потребность в оптимизации ИТ-инфраструктуры банков.

Помимо интеграционных решений, российские банки сегодня осваивают технологии виртуализации - для минимизации издержек и повышения управляемости своего ИТ-парка. Строят сети на IP и внедряют CRM/contact центры с IVR (Interactive Voice Response - интерактивные голосовые услуги). "Голос сверху" - Центробанк - говорит о необходимости перехода от децентрализованных инфраструктур к централизованным, и от разнородных решений однотипных задач - к стандартизации.

Для мировой банковской отрасли этот путь уже почти пройден, там сейчас решают проблемы более концептуальные. Речь идет о смене имиджа банка в целом - он должен стать чем-то наподобие "джина из бутылки", быть доступным по "первому зову" через любое средство связи (телефон, SMS, онлайн). Крупнейшие мировые банки начинают жить в стиле веб - в помощь call-центрам на их сайтах создаются блоги, онлайновые сообщества, где можно получить необходимую информацию по запросу. Финансовые институты, переходя к открытым платформам и стандартам, экспериментируют сегодня с Web 2.0 - модной концепцией «веб как приложение». Вполне возможно, этот процесс предваряет наступление в банковском секторе эпохи SaaS - распространение программных продуктов по подписке, доступ к которым осуществляется через веб.

В России о SaaS только начинают говорить, проявляя все больший интерес к сервис-ориентированной архитектуре. Очевидно, что есть еще минимум 2-3 года до того, как подобный сервис - "ПО как услуга" - станет здесь чуть большим, чем просто аббревиатурой. При этом в числе апробирующих его "пионеров" вновь могут оказаться именно банки. По крайней мере, для них выглядит целесообразным отказ от дорогих и длительных проектов по внедрению систем, автоматизирующих неключевые бизнес-процессы, в пользу доступа (например, к CRM) через веб по подписке.

ИТ в телекоме: в поисках простых решений

Конкуренция на телекоммуникационном рынке России нарастает. Операторы вынуждены бороться за повышение качества своих услуг и обслуживания абонентов, снижение затрат и повышение отдачи от инвестиций. ИТ-системы должны способствовать решению данных задач и гармонично вписываться в быстро меняющиеся рыночные реалии.

Каковы векторы развития телекоммуникаций, которыми не могут пренебрегать поставщики ИТ-решений? В мобильной связи, например, акценты постепенно смещаются с передачи голоса на передачу данных. По прогнозу, приведенному в докладе директора по ИТ компании «Скай Линк» Виталия Студитских, благодаря бурным темпам роста российского рынка мобильной передачи данных (более 50% в год), в 2013-2015 годах он может сравняться с рынком голоса. В этой связи сотовые операторы, сделавшие ставку на мобильную передачу данных (это, прежде всего, сам «Скай Линк»), в частности, смотрят в сторону так называемого Content Based Billing - тарификации услуг в зависимости от контента. Среди основных принципов выставления счетов - тарификация по IP адресам, портам, протоколам; тарификация по ULR-адресам; тарификация загрузок только при успешных скачиваниях; тарификация сообщений по адресатам, размеру, количеству и вложениям и пр.

Между тем, участникам ИКТ-рынка приходится решать задачи, лежащие за пределами технической плоскости. Они, как минимум, должны быть в курсе происходящих перемен в сфере российского законодательства. Председатель совета директоров инновационной компании «Некстер» Антон Богатов напомнил, что с 1 января 2008 года вступает в силу IV часть Гражданского кодекса, касающаяся прав на результаты интеллектуальной деятельности. По его мнению, грядут массовые проверки соблюдения интеллектуальных прав и законодательства о персональных данных с сопутствующим изъятием вычислительной техники для проведения экспертиз. Г-н Богатов советует ИТ-компаниям и операторам составлять лицензионные договоры только по правилам Гражданского кодекса, в обязательном порядке иметь сертификат ФСТЭК и чаще использовать «тонкие клиенты».

Первый форум CNews продемонстрировал системообразующую роль ИТ в России. Именно ИТ - залог сохранения за нашей страной одной из ключевых ролей в мировом сообществе. Важно, что это понимает и государственный аппарат, и бизнес, и население. Такая площадка, как CNews FORUM, доказала свою эффективность и планирует в следующем году снова собрать вместе власть и бизнес, чтобы подвести итоги и выработать планы на будущее.

Источник статьи: SiliconTaiga


Есть дополнительная информация тел: (3012)277-200