Россия: в ИТ-аутсорсинге наступил перелом


У большинства крупных российских компаний в 2007 г. начало исчезать предубеждение к аутсорсингу, в том числе и в среде ИТ-проектов, считают участники рынка. Быстрый рост аутсорсинга обусловлен пониманием того, что в условиях быстрорастущей экономики ряд функций предприятия логично передавать внешним специализированным компаниям. По оценкам ряда специалистов, за последний год российскому рынку аутсорсинга более чем вдвое удалось сократить отставание от Европы.

Российские игроки рынка аутсорсинга отмечают, что у крупных компаний начало проходить предубеждение относительно данного сегмента, связанное, в том числе, с соображениями информационной безопасности. Аутсорсинг - сравнительно новая для нашей страны услуга, которая приживается у нас с трудом. Во многих фирмах до сих пор опасаются, что аутсорсеры могут влезть в их бизнес, начнут сливать информацию конкурентам. Пока в России далеко не все задумываются об экономии, которой можно достичь, привлекая аутсорсинговые структуры. Их услуги наиболее востребованы в ситуации, когда количество и сложность проектов стремительно возрастает, а собственных ресурсов для их реализации не хватает. Заказчик сразу получает в свое распоряжение профессиональную команду, на создание которой собственными силами у него могло уйти несколько лет. В условиях быстрорастущей экономики передача непрофильных функций предприятий внешним специализированным компаниям более чем оправдано. Как отмечают специалисты, прежде всего, отношения между аутсорсинговой компанией и заказчиком строятся на доверии. «Здесь та же ситуация, когда вы даете крупную сумму денег в долг малознакомому человеку», - отмечает один из участников рынка. По мнению руководства группы компаний «Армада», переломной точкой в отношении к аутсорсингу во всех отраслях экономики может стать контракт, подписанный недавно «Федеральной сетевой компанией Единой энергетической системы» (ФСК ЕЭС) и компанией PM Expert на сумму 57 млн. рублей. Специалисты PM Expert окажут ФСК ЕЭС консалтинговые услуги в рамках создания автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии единой национальной электрической сети. К ведению PM Expert будут отнесены вопросы интеграции, обеспечение эффективного взаимодействия между субподрядчиками и управление рисками. Компания также будет управлять сроками, качеством и персоналом и проектов.

«Впервые в России заказчик принял решение заплатить более $2 млн. специализированной компании, чтобы гарантированно достичь запланированных результатов с соблюдением сроков и бюджета проекта», - заявил генеральный директор «Армады» Алексей Кузовкин. В свою очередь, управляющий партнер PM Expert Александр Кутузов отметил, что «победа в конкурсе Федеральной сетевой компании явилась для нас важным показателем доверия и дополнительным подтверждением профессионального признания со стороны одной из крупнейших российских структур». «Безусловно, сейчас можно уверенно говорить о том, что доверие к аутсорсерам увеличивается, - говорит руководитель направления технической поддержки и аутсорсинга компании «Крок» Георгий Ованесян. - Прямым доказательством доверия можно считать увеличение количества открытых контрактов. А косвенным доказательством доверия, то, что ведущие производители такие как IBM и HP, считая рынок России перспективным, ведут активную политику по увеличению аутсорсинговых контрактов. Еще пару лет назад на нашем рынке было 2-3 игрока, сейчас же более 10 компаний предлагают услуги ИТ-аутсорсинга». По словам Ованесяна, немаловажным фактом при выборе поставщика услуг сейчас стало наличие сертификата по стандарту ISO 20000, направленному на формализацию требований к управлению ИТ-сервисами, предоставляемых как внешними поставщиками услуг, так и собственной ИТ-службой компании. Кроме того, стандарт способствует планированию  путей дальнейшего совершенствования ИТ-сервисов. На сегодня доля аутсорсинга не превышает 2,5% от общего объема ИТ-рынка, но эксперты уверены, что она будет расти, хотя тормозящие факторы по-прежнему присутствуют. Нарпимер, как заявил в рамках CNews Forum 2007 представитель компании «Открытые технологии» Иван Андрианов, в России, в отличие от Запада, до сих пор не существует комплексного подхода к ИТ-аутсорсингу, существует лишь аутсорсинг некоторых приложений и систем. Как рассказал заместитель директора департамента аутсорсинга управления проектами компании PM Expert Александр Ожаровский, в целом российский рынок аутсорсинга управления проектами пока отличается от европейского меньшим уровнем зрелости. По его словам, международные компании или компании с западным капиталом, первыми начавшие активно применять в России услуги аутсорсинга управления проектами, в большей степени подготовлены к применению услуги, однако в 2007 г. интерес к передаче функций управления проектами внешним специализированным компаниям со стороны российских игроков значительно вырос. По оценкам компании «Крок», в 2006 г. российский рынок аутсорсинга отставал от европейского на 5 лет. «Но за год мы проделали большую работу и по праву можно сказать, что сократили этот разрыв почти вполовину, - утверждает Георгий Ованесян. - Связано это с тем, что растет количество проектов, заказчиков и, как следствие, наш опыт. До недавнего времени все говорили, что у нас не будет так, как на Западе, ссылаясь на российскую специфику. Сейчас все меньше внимания обращают на специфику, а больше на современные технологии и возможность использования их российскими аутсорсерами». По данным CNews Analytics, в 2006 г. рынок аутсорсинга в России увеличился более чем на 50%. Темпы роста отдельных игроков в 2007 г. свидетельствуют, что этот рубеж будет превзойден. Так, группа компаний «Армада» смогла за 9 месяцев 2007 г. увеличить объем продаж по данному направлению более чем в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Источник статьи: SiliconTaiga