Плодите и размножайте... информацию


Очередное заседание «Никитского клуба» - одной из немногих площадок, где встречаются отечественные ученые и предприниматели, - было посвящено теме более чем актуальной: «Интеллектуальная собственность в XXI веке».

Действительно, право на интеллектуальную собственность (ИС) - основа основ современной глобальной экономики. Агентство WPF, например, приводит более чем красноречивые данные. По оценкам Министерства торговли США, отрасли экономики США, которые защищают права на свои изделия с помощью копирайта, обеспечивают 5% валового внутреннего продукта страны. Они приносят больше выручки за счет продаж за пределами США, чем сельское хозяйство, автомобиле- и авиастроение Америки. Более того, темпы создания новых рабочих мест в индустрии копирайта в три раза превышают темпы роста по остальной экономике США (данные относятся к 2004 году).

Однако в тех же США эксперты в последнее время вынуждены все чаще признавать: сложившаяся практика защиты авторских прав на произведения (копирайт, «право на воспроизведение») вступает в противоречие с иными правами - например, правом на свободу слова. Более того, тотальная защита интеллектуальной собственности начинает серьезно тормозить развитие науки, технологий и культуры. Порой даже кажется, что абсурдность ситуации не понимают только американские законники; некая звукозаписывающая компания, например, решила взыскать авторские отчисления с бойскаутов (по-нашему - пионеров), исполнявших в походе песню, записанную этой компанией...

Но есть ли альтернативы системе ИС сегодня? Оказывается, есть.

Профессор, заместитель декана экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Александр Елисеев и его коллега, научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Иван Шульга в своем докладе отметили, что существуют три альтернативных механизма производства и защиты ИС:

- свободный рынок; естественный механизм компенсации затрат - хранение ИС в тайне, выход на рынок первым; альтруизм, желание прославиться и т.п.;

- система интеллектуальной собственности; создателю ИС предоставляются монопольные права: он может ограничивать распространение интеллектуального продукта. Но при этом ограничивается доступ к интеллектуальному продукту не только обычным пользователям, но и потенциальным новаторам;

- общественное спонсорство: финансирование государством интеллектуального творчества.

К сожалению, как показывают экономическая теория и реальная экономическая практика, стимулов свободного рынка оказывается недостаточно для развития интеллектуального творчества. Именно поэтому устанавливается некоторое соотношение между тремя перечисленными выше системами.

Неминуемо и очень быстро дискуссия на заседании «Никитского клуба» закрутилась вокруг недавно принятой 4-й части Гражданского кодекса РФ, которая вступает в силу с 1 января 2008 года и в которую сведены все существующие законодательные акты России, касающиеся авторского и смежного прав.

Естественно, что секретарь Экспертного совета по правовому регулированию и защите ИС комитета Госдумы РФ по предпринимательству Юрий Михайличенко оправдывал необходимость кодификации прав на интеллектуальную собственность разгулом контрафакта в России. «В рамках права мы регулируем всего лишь около 30% интеллектуальной собственности, - заметил он. - Остальной оборот происходит в сфере контрафакта. Культура воспроизводства ИС и культура ее потребления в нашей стране все еще находится на чрезвычайно низком уровне». В пример, конечно, было поставлено «образцовое» правосознание американцев.

Однако тут стоило бы заметить, что, если исходить из современного толкования понятия копирайта, всю американскую нацию можно назвать нацией интеллектуальных пиратов. Жесткое соблюдение закона об авторских правах сделало бы невозможным, например, существование национального гимна США, музыка которого была написана малоизвестным британским композитором. Профессор юридического факультета Стэнфордского университета Лоренс Лессиг в своей только что вышедшей в России книге «Свободная культура: как медиаконцерны используют технологии и законы для того, чтобы душить культуру и контролировать творчество» приводит хрестоматийный пример с мышонком Микки-Маусом: его «папа», художник Уолт Дисней, создал первый мультфильм о Микки «Пароходик Вилли» («Sreamboat Willie»), использовав в качестве основы сюжета фильм своего современника, великого комика Бастера Китона «Пароход Билл» («Steamboat Bill»).

В специальном обращении к участникам заседания «Никитского клуба» его президент, профессор Сергей Капица, привел еще один показательный пример последствий «копирайтного» рабства. «Крупные фирмы скупают патенты, чтобы контролировать развитие той или иной отрасли, - отметил он. - Часто это приводит к замедлению технического прогресса, и с этим, по-видимому, даже связано медленное развитие автомобилестроения».

Пока кардинального решения проблемы диктатуры копирайта не видно. Число произведений, патентов и торговых марок, которые будут нуждаться в защите, увеличивается каждый день. По данным агентства WPF, только в 2003 году управление по делам копирайта США получило более 600 тыс. заявок на регистрацию авторских прав. В 500 случаях в регистрации было отказано, поскольку податели заявок были признаны плагиаторами. По состоянию на 2001 год в базе данных управления было около 30 млн. произведений, защищенных копирайтом.

Впрочем, кардинальный выход все-таки существует. По мнению профессора Капицы, он выглядит так: «В целом вопрос об интеллектуальной собственности и противоречивости этого понятия в современном мире приводит к ряду парадоксальных выводов, из которых главный - это то, что знания принадлежат человечеству в целом, и именно в этом состоит основное отличие людей от зверей. Возможно, что само понятие собственности связано с примитивными половыми инстинктами человека и зверей, и поэтому в век осознания информационной природы человечества требует критического отношения даже в эпоху звериного капитализма. Так что да здравствует «Горбушка», и да скроется тьма патентов!»

Источник статьи: SiliconTaiga


Есть дополнительная информация тел: (3012)277-200