В действительности, Наталья и Евгений Касперские «расходятся» второй раз: сначала они развелись как супруги. А начинали вместе - и как супруги, и как партнеры по бизнесу. «Компания «Ками», где работал Женя, открывала новый компьютерный магазин, и я напросилась туда продавцом. Часто приходилось продавать и программное обеспечение - с этого, собственно, все и началось, - делилась воспоминаниями Наталья Касперская в одном из своих интервью компьютерной прессе. - За «проявленную активность» меня сделали руководителем отдела продаж - скорее даже не руководителем, а девочкой на побегушках. Касперский с самого начала не хотел, чтобы мы работали вместе. Считал, что это может привести к развалу семьи. Как в воду глядел…»
Между тем, несмотря на крах семьи, новому совместному бизнесу Наталья Касперская, ставшая при создании компании генеральным директором, принесла немало пользы. С 1997 года продажи «Лаборатории» удваивались практически каждый год. И если, как говорит сама Наталья, поначалу «подразделение из трех разработчиков в месяц продавало 10−15 версий антивируса по 55 долларов», то в 2001 году оборот компании составил около 7 млн долларов, а в 2006 году - уже свыше 67 млн долларов. В основе успеха «Лаборатории» лежит агрессивная международная экспансия. В первой половине 2007 года компания вышла по продажам на шестое место среди всех антивирусных компаний в США, на первое место в Германии и Австрии, на второе - во Франции, вошла в пятерку лидеров на рынках Японии и Китая.
Выход на иностранные рынки не всегда давался «Лаборатории» легко. Зачастую сложнее всего было подобрать адекватного руководителя или найти вменяемого партнера. Этим как раз и занимался все последние годы топ-менеджмент компании. Например, несмотря на активное продвижение в Германии, в какой-то момент продажи «Лаборатории» встали. Неожиданный успех принесла смена руководителя представительства. До его прихода немецкие дистрибуторы «Лаборатории» буквально воевали друг с другом - и продажи держались на низкой отметке. Новый руководитель немецкого офиса радикально перестроил систему продаж - так, чтобы все дистрибуторы оказались разделены по одному из двух признаков - либо по регионам, либо по типу продукта, - и обороты резко пошли вверх. В Японии, несмотря на многочисленные улыбки и поклоны дистрибуторов, поначалу складывалась похожая ситуация: продажи стояли на месте. Сказывалось незнание «Лабораторией» менталитета местного потребителя. Феноменального результата помог достичь удачно найденный локальный партнер. Он предложил поместить на коробку с продуктом фото самого Касперского, «вы должны выглядеть как Шон Коннери и смотреть как он, строго, но с улыбкой», - сказали японцы. Подписав фотографию «он работал в КГБ» (потому что в Японии «КГБ» - это все еще сильный брэнд), японцы выбросили продукт на рынок - и едва сумели справиться с феноменальным спросом. Наконец, в Китае, как рассказывала «Эксперту-Online» Наталья Касперская на выставке CeBIT-2007 в Германии, «Лаборатория» избрала третью модель дистрибуции. Здесь продукты компании распространяют интернет-провайдеры по цене, значительно меньшей, чем в странах Европы. «Они продают на полгода базовую версию всего за несколько долларов, но обновление по истечении этого срока стоит заметно больше», - уточняет Касперская.
Между тем все эти годы система управления была выстроена так, что Наталья и команда профессиональных менеджеров занимались развитием компании в России и за рубежом, а Евгений руководил группой антивирусных аналитиков. «Там работают машины, - так говорила о западных рынках в интервью «Эксперту» Наталья Касперская, еще только собираясь их покорять. - Если мы выползаем, как мягкотелые животные, амебы, то с машинами нам бороться нечего. Надо строить машины. Многие в нашем бизнесе это понимают, но говорят: «Мне кажется, у вас обидели разработчиков. Важно, чтобы люди играли центральную роль». Да, это важно. Но люди еще должны получать деньги. И с этой точки зрения разработчик не может стоять в центре». «Евгений - один из лучших вирусных экспертов в мире. И заставлять его заниматься управлением - кощунство. Таких, как он, - единицы, а менеджеров - сотни тысяч», - считала шесть лет назад - и по-прежнему считает Касперская.
И все же, определенные перемены в компании назревали давно. «Ну, выросли мы! «Семейная» структура уже не катит. Пробуксовывает..», - написал в одном из специализированных антивирусных форумов сам Евгений Касперский. «До создания совета директоров, куда вошли руководители наших офисов в Америке, Азии и Европе, наши зарубежные менеджеры не участвовали в управлении компанией, все решения принимались в Москве и не всегда учитывали их мнения», - так характеризует одну из целей перестройки Наталья Касперская. В то же время, по данным «Эксперта Online», в плане реструктуризации пункта о смене генерального директора поначалу не было, и это решение для многих стало неожиданным. И если мнение Натальи Касперской о том, как должна выглядеть система управления в компании, не изменилось, следовательно, оно внезапно поменялось у крупнейшего акционера - Евгения Касперского.
Что послужило тому причиной, «Лаборатория» предпочитает умолчать, но именно этот пункт реструктуризации вызвал серьезные разногласия между акционерами (помимо Евгения, которому принадлежит свыше 50% «Лаборатории», и Натальи Касперской, со значительно меньшей долей, у компании есть еще четыре неизвестных акционера). Поиск решения продолжался, по меньшей мере, несколько дней.
«Лаборатория сегодня стоит на пороге волны технологических инноваций, поэтому для нас сегодня наиболее актуальна роль CEO как визионера, провидца технологических прорывов, - так объясняет решение акционеров директор «Лаборатории» по развитию бизнеса Виталий Безродных. - На этапе младенчества компании нужен руководитель - предприниматель, лидер, вдохновляющий своих последователей, на этапе зрелости - профессиональный управленец, блестяще решающий оперативные вопросы и способный справиться со сложным механизмом большой организации. Для нас этап зрелости еще не настал». По его словам, «Касперский в роли CEO не планирует заниматься микроменеджментом и оперативной текучкой, для этого в компании есть наемные менеджеры».
Как уточняет Наталья Касперская, в новой структуре получившая пост председателя совета директоров, в основе ее новых полномочий теперь по большей части контрольно-наблюдательные функции. Зато за Евгением Касперским теперь не только роль руководителя антивирусной группы, но также роль лидера, технологического визионера, а помимо этого - еще и право подписи и печать. Успевать играть все эти роли - задача не из простых. Но и это еще не все. В будущем компании предстоит публичное размещение на бирже, запланированное на конец 2008 - начало 2009 года. «Действительно, та перестройка, что мы сейчас делаем, похожа на те, что проводят большинство компаний перед выходом на IPO, но окончательное решение по срокам, параметрам и месту примет вновь созданный совет директоров», - поясняет Виталий Безродных. Остается, правда, один вопрос: поверят ли Евгению Касперскому консервативные западные инвесторы так же, как ему верят рядовые пользователи компьютеров, устрашенные апокалиптическими рассказами Касперского о грядущих войнах хакеров?
Источник: Силиконовая Тайга
Касперские «расходятся»