Постиндустриальное общество


Российские экспортеры программного обеспечения достигли годового оборота в миллиард долларов. Как показывает опыт нижегородских компаний, для качественного скачка отрасль нуждается в лучшем масштабировании трудовых ресурсов и более точном фокусе на узкоспециализированных отраслевых нишах

На нижегородском IT-рынке развернулась жесткая кадровая конкуренция: местный ресурс уже поделен между региональными участниками и практически исчерпан, в то же время растущему бизнесу требуются новые программисты. Компании «Тэлма Софт» и «Мера», входящие в число лидеров российского IT-аутсорсинга, формируя порт-фель заказов, планируют в ближайший год значительно увеличить штаты разработчиков, и без того не маленькие по региональным меркам. Ради возможности участвовать в масштабных проектах аутсорсеры постоянно расширяют технологическую экспертизу и опыт управления жизненным циклом разработки программного обеспечения (ПО).

Вторая «труба»

Рынок IT-аутсорсинга на подъеме. В опубликованном недавно отчете Российской ассоциации разработчиков программного обеспечения («Руссофт») прогнозируется увеличение экспорта их продукции на 30% по отношению к прошлому, весьма успешному для отрасли году. В течение последних пяти лет, отмечают в «Руссофте», прирост выручки в этом сегменте превышал темпы роста IT-индустрии в целом. В прошлом году рост экспорта российского программного обеспечения и IT-аутсорсинга увеличился на 30% (против 20% в целом по отрасли) и достиг одного млрд долларов (по оценкам участников рынка, этот показатель вдвое больше, но три четверти рынка, как считает рейтинговое агентство «Эксперт РА», еще непрозрачно). И хотя эти цифры равнозначны годовому обороту одной крупной индийской компании и составляют не более 3% мирового рынка экспорта ПО, Россия со своим миллиардом оказалась на четвертом месте в мире - ее опережают только Индия (там выручка от экспорта ПО достигает почти 10 млрд долларов в год - 43% рынка), Ирландия (4 млрд) и Китай (3 млрд).

Львиная доля в доходах от экспорта ПО приходится на софт, созданный российскими программистами по заказу западных компаний. По прогнозам «Руссофта», к концу 2006 года оборот отечественных компаний в экспортном сегменте составит 1,3 млрд долларов, из которых 57% составит аутсорсинг.

Будущее этого направления, которое называют новой экспортной отраслью России, горячо обсуждается последнее время. Если широко выйти на международный рынок с собственными продуктами российским компаниям пока не удается (минимальные инвестиции в «раскрутку» хотя бы одного из них, особенно на западном рынке, исчисляются миллионами долларов и превышают годовой оборот средней российской IT-компании), то индийский путь - производство ПО на заказ - осваивается успешно. И региональные компании, определившись со своими нишами в международном разделении труда, занимают в этом процессе отнюдь не последнее место.

Фабрики программирования

В апреле этого года нижегородская «Тэлма Софт», входящая в десятку ведущих российских разработчиков ПО, стала частью шведского IT-концерна Teleca, продав 100% долей своих подразделений «Тэлма Cофт» и TLM Communications. Шведы заплатили за компанию 22 млн долларов и готовы доплатить еще при условии роста прибыли. К началу 2009 года Teleca может довести общую сумму выплат по сделке до 57 млн долларов, если выручка «Тэлма Софт» в 2006 - 2008 годах будет увеличиваться на 75% в год, а прибыльность бизнеса не опустится ниже 40%. Для расширения масштабов доходного дела численность компании, в которой сейчас работает около 1000 человек, должна возрасти до 2,5 тысячи.

Ежегодный 50-процентный кадровый рост в связи с увеличением объема заказов демонстрирует другой нижегородский IT-аутсорсер - группа компаний «Мера», в которой сегодня трудятся более 800 человек. По оценкам независимых экспертов, в прошлом году оборот нижегородских компаний, занимающихся разработкой ПО на заказ, достиг 100 млн долларов, его доля в общем региональном обороте IT-бизнеса увеличилась с 3,4% до 4,4%.

«Мера» и «Тэлма» - первопроходцы российского рынка IT-аутсорсинга. «Мера» была основана в 1989 году выходцами из местного технического университета и начала свою историю с научно-исследовательской деятельности, связанной с антенными измерениями. «Тэлма Софт» выросла из небольшой фирмы, созданной пятнадцать лет назад на базе отдела внешнеэкономических связей НИИ технологии и организации производства. Сегодня это известные на мировом рынке и крупные по российским масштабам центры разработок ПО с оборотом каждого, приближающимся к 30 млн долларов в год. Исторически сложившееся в регионе сложное приборостроение в сочетании с фундаментальной наукой послужило базой для специализации IT-аутсорсинга на разработке встроенных систем - это то, что потом будет «зашито» в новом оборудовании.

В свое время аутсорсинг помог программистам сохранить и приумножить свою профессиональную квалификацию. Обе компании изначально ориентировались на поиск заказов по всему миру. «Почему не в России? В нашей стране не принято покупать программы. Традиционно софт у нас только воруют», - объяснил на условиях анонимности один из основателей нижегородского IT-аутсорсинга.

Например, «Тэлма Софт» с 1992 года сотрудничает с компанией Motorola, выполняя заказы на разработку ПО для мобильных телефонов. Благодаря аутсорсингу нижегородские компании почувствовали рынок, научились работать в рамках мирового разделения труда, получив доступ к новым технологиям и бесценный опыт организации высокотехнологичного бизнеса и проектного менеджмента.

Привлекательность российского рынка услуг аутсорсинга для западных заказчиков росла по мере повышения финансовой прозрачности бизнеса, уровня корпоративной культуры и прохождения международной сертификации. Та же нижегородская «Тэлма Софт» в 2003 году первой в России прошла аттестацию на пятый уровень качества модели SEI CMM, характеризующий степень зрелости компании. «Мера» стала первым российским разработчиком ПО, получившим специализированный сертификат TL 9000.

«Та база, которую компании создавали все предыдущие годы, позволила совершить рывок в последние три года, - резюмирует директор «Тэлма Софт» Валерий Калачев. - Интеграция в мировую IT-индустрию повысила уровень коммуникации с партнерами и качество исполнения заказов, при этом российские ресурсы западным заказчикам по-прежнему обходятся дешевле. Конкуренция, которую сейчас составляют нам Индия и Китай, на мой взгляд, не достигла еще критической отметки именно в силу значительной разницы в качестве ПО, что важно для европейских и американских производителей».

Стратегия чемпионов

Дальнейшее развитие аутсорсинговых компаний, по всей видимости, будет определяться двумя основными тенденциями: еще более точной сфокусированностью бизнеса на определенных продуктовых нишах и - одновременно - диверсификацией в рамках выбранной специализации по продуктовым направлениям, рынкам сбыта, поиску заказчиков.

Для бизнеса региональных IT-компаний расширение клиентской базы, в том числе и за счет продуктовой стратегии, - своего рода «подушка безопасности», минимизирующая риски зависимости от одного, пусть даже крупного, заказчика. Такие риски, по признанию Валерия Калачева, в свое время мешали «Тэлма Софт», где 90% заказов приходилось на компанию Motorola, привлечь внимание стратегических инвесторов, необходимых для придания бизнесу нового импульса. «Мы были компанией одного клиента, - поясняет Калачев, - поэтому и не вызывали интереса у других игроков, присматривающихся к российскому рынку разработчиков ПО». «Тэлма Софт» постепенно начала выходить к новым клиентам, и к моменту сделки со шведским концернoм Teleca доля Motorola в общем объеме заказов составляла уже 60%, а нижегородская компания имела несколько точек опоры в лице таких партнеров, как Esmertec, McAfee, Freescale Semiconductor, Metrowerks, Omron. Теперь «Тэлма Софт» сможет расширить продуктовый ряд за счет сотрудничества еще и с заказчиками Teleca - Sony Ericsson, LG, Nokia и другими производителями.

Компания не намерена размывать свою специализацию, подчеркивает Валерий Калачев: «Если мы хотим выдерживать конкуренцию на мировом рынке, нам нужно быть чемпионами в одной конкретной узкой области. Сегодня это для нас разработка ПО для сотовых телефонов и все, что рядом с этой темой. Мы не будем уходить куда-то в сторону, чтобы не потерять лидерство, которое привлекает внимание клиентов. Пробовать свои силы в сегменте 2В2, а также заниматься разработкой программного обеспечения по заказам российских компаний нет желания. Такие предложения поступают, но они лежат вне сферы наших стратегических интересов».

С Teleca российская компания помимо продолжения своих контрактов будет участвовать в проекте Obigo, связанном с разработкой программ, облегчающих взаимодействие приложений для мобильных телефонов, а также программного обеспечения для мобильных устройств Hi-класса Tier 1.

Группа компаний «Мера» наряду с ПО-аутсорсингом с 2001 года развивает направление по разработке собственных инновационных продуктов для операторов IP-телефонии и интернет-провайдеров. Наиболее известный из них - полнофункциональный контроллер соединений Mera VoIP Transit Softswitch (MVTS), он «держит» 90% российского и 7% мирового рынка подобных устройств. Это означает, что почти каждый международный или междугородный телефонный звонок, осуществленный с применением технологии IP-телефонии, проходит через MVTS одного или нескольких операторов.

Ключ к росту аутсорсингового бизнеса - развитие отношений со старыми клиентами и приобретение новых. В прошлом году мировой телекоммуникационный гигант, компания Nortel, с которой «Мера» сотрудничает более десяти лет, присвоил ей статус «Ведущего поставщика». Одновременно с этим компании удалось расширить «географию доходов» и укрепить свои позиции в Европе - в частности в скандинавских странах. Так, в 2005 году клиентом «Меры» стал концерн Ericsson.

В широком масштабе

От экспорта программного обеспечения в ближайшие годы ждут большого скачка. Не то чтобы «догнать и перегнать Индию», но, по словам главы Мининформсвязи Леонида Реймана, войти в тройку ведущих стран­экспортеров. Однако аутсорсинговая бизнес-модель, которая, по прогнозам участников рынка, будет доминировать в секторе экспорта ПО, сталкивается с проблемой масштабирования, без которого большой бизнес не сделаешь. В средних индийских компаниях трудится до десяти тыс. программистов, в крупных российских - несколько сотен.

«Общая головная боль IT-рынка - жесточайшая конкуренция за трудовые ресурсы», - признает Валерий Калачев. Довольно высоко оценивая уровень базового университетского или технического образования, организаторы нижегородского бизнеса отмечают, что вузы не обеспечивают углубленную подготовку в области информационных технологий, не готовят аналитиков или программистов для узкоспециализированных направлений IT. Особенно силен дефицит менеджеров ПО-проектов, специалистов по продвижению, знакомых со спецификой IT-рынка.

Кадровые проблемы нижегородские компании решают самостоятельно, создав корпоративные учебные центры, чтобы вырастить кадры нужной квалификации. Учебный центр «Меры», организованный в 1998 году, шесть лет спустя был преобразован в Институт информационных технологий с тем, чтобы готовить специалистов не только для компании, но и для других участников растущего регионального IT-рынка. Одновременно с этим компании приглашают программистов из соседних регионов - Чебоксар, Ульяновска, Самары, Саратова. Год назад «Тэлма Софт» открыла представительство в Чебоксарах и компьютерный класс при республиканском госуниверситете. «Конечно, и там наши конкуренты из Москвы и Санкт-Петербурга ищут себе сотрудников, - признает Валерий Калачев. - Но мы пришли с предложением, которое считаем перспективным для региона, и надеемся получить от него отдачу».

В Нижнем Новгороде IT-компании сотрудничают с госуниверситетом и техническим университетом по новым углубленным программам подготовки кадров, финансируя обучение некоторых групп, отдельные кафедры, курсы. Сейчас «Тэлма Софт», «Мера» и нижегородская лаборатория Intel ведут переговоры о возможности совместного финансирования вузовских программ.

Валерий Калачев считает, что в концепции создаваемого в Нижнем Новгороде IT-технопарка, который, как уверяют в местном правительстве, будет одним из самых больших в России, должно найтись место суперсовременному учебному центру. «В его создание готовы были бы вложиться все нижегородские разработчики, - уверен Калачев. - Если правительство заинтересовано в увеличении экспорта ПО, а не просто в расширении арендного бизнеса, необходимо стимулировать проекты, которые обеспечат базу развития IT-отрасли и обязательно «выстрелят» через какое­то время. Иначе на площадях технопарка столкнутся потребности тех, кто заинтересован в получении льгот, а не в росте производства».

От государства разработчики ждут не только решения фундаментальных проблем образования, но и много чего другого: снижения налогового бремени, адекватных законов и работающих механизмов венчурного инвестирования. В свое время государственный протекционизм помог индийским компаниям выйти в мировые лидеры по разработке заказного программного обеспечения. У нас Госдума, не пренебрегая индийским опытом, инициировала законопроект о принятии особого налогового режима для IT-компаний. Его реализация, по смелым оценкам авторов проекта, позволит через три года увеличить объем «новой экспортной отрасли» до 10 млрд долларов.

Источник информации: Silicon Taiga