Тенденции потребительского IT-рынка.


Тенденции потребительского IT-рынка.


Потребительский ИТ-рынок меняется под действием новых ожиданий и ценностей покупателей, вызванных переменами в мировой экономике, в самих ИТ и приходом соцсетей. Называется 10 макротенденций потребительского рынка, которые оказывают влияние на поставщиков ИТ, контента и услуг в последующие 10 лет. Эти 10 тенденций сводятся к вопросу ценности: что потребители считают достаточно ценным, чтобы за это платить, как меняются их ценности, и как поставщики ИТ и услуг  могут на это ответить, чтобы увеличить свои продажи.

Информационные технологии меняются очень быстро, но так же быстро меняются и потребители. Понимание общей динамики спроса, чрезвычайно важно, чтобы увидеть полную картину того, как будет развиваться рынок цифровых технологий и услуг в последующее десятилетие. Все эти аспекты потребительского поведения находятся в движении и служат двигателем конкретных перемен, и все они также оказывают свое влияние на ИТ-рынки.


Современный ИТ-рынок трансформируется под действием новых ценностей и ожиданий потребителей, сформированных глобальной экономикой. На зрелых рынках потребители уменьшили свои «свободные» расходы после череды финансовых кризисов. Однако в период рецессии покупатели придают больше ценности продуктам для доступа к контенту и коммуникации, так как экономят на более дорогостоящих альтернативах. Тяжелые времена создают "рынок покупателей".  Это означает, что IT-рынок должен приспособиться к меняющимся ожиданиям потребителей. Сюда входит переход к маркетинговым методам, учитывающим рецессию, более широкий спектр выбора доступны» и самых выгодных продуктов,  увеличение удобств для покупателей.


Структурное ускорение меняет текущую модель потребления, обгоняя некоторых из потребителей. Это ускорение означает, что потребители ждут регулярных и всё более частых обновлений программных продуктов. С течением времени исчезла пропасть между классами в плане доступа к основным цифровым товарам и услугам. Однако при этом появились новые пропасти, особенно неравенство в плане профиля в соцсети и способности иметь доступ и управлять (или не управлять) непрерывной, вездесущей коммуникацией в реальном времени, которая и есть результат ускорения в ИТ.

Теоретически это ускорение должно дать потребителям больше времени делать то, что они хотят. На деле происходит обратное. Это значит, что самый ценный продукт, который поставщики IT услуг могут предложить потребителям, это свободное время в течение дня, чтобы делать вещи, которые потребители хотят или должны сделать. Продукты и услуги, помогающие использовать свое время более эффективно и/или приятно, будут самыми ценными.


ИТ-рынок испытывает тенденцию к производству и продвижению продуктов, более ориентированных на крупнейший демографический сегмент: женщин. Женщины досихпор недостаточно представлены на ключевых должностях в секторе ИТ и СМИ. Это упущенная возможность, так как в ведении женщин находятся от 70% до 80% расходов домохозяйств, в том числе и крупные покупки: автомобили, компьютеры, дома. Поставщики IT услуг должны провести соответствующий анализ и инвестировать, в набор подходящего персонала, чтобы исправить перекос в охвате полов в принятии ими важных решений и творческом выборе.


ИТ позволяют индивидуализировать процесс приобретения товаров и услуг, предостовляя всё больше возможностей потребителям. Потребители имеют практически неограниченный доступ к информации, которая нужна им, чтобы принять более обоснованные решения о переходе на другой бренд. Иметь дело с такими покупателями гораздо труднее, но в то же время это дает возможность конкурентного отличия для производителя, который готов инвестировать в то, чтобы удовлетворить потребности таких потребителей. Вендорам следует оценить и повысить свою способность взаимодействовать и развивать отношения с покупателями, вводя такие программы как послепродажная и техническая поддержку.


Потребительский рынок всё чаще обращается к соцсетям за новостями и информацией и отходит от традиционных каналов СМИ. Потребители больше выходят в социальные сети, чтобы получить ежедневную порцию новостей и информацию о внешнем мире, а заодно поделиться своими новостями и оставить свои комментарии. В результате, формат и содержание новостей выстраиваются вокруг каналов соцсетей.


Движением рынка управляют самостимулируемые схемы использования IT, кардинально меняющие поведение потребителей. Это самостимулирование показывает, что потребительский IT-рынок не только будет расти, но будет претендовать всё на большую часть потребительских расходов и создавать новые рынки в будущем. Поставщики IT должны предвидеть эти изменения в поведении потребителей, чтобы создать убедительное присутствие в новой соцсетевой среде. В то же время, две трети рынка можно назвать отстающими: они медленнее принимают новые услуги и цифровые каналы взаимодействия, и разработчики IT должны задуматься над созданием переходных продуктов и услуг, которые позволят таким запоздавшим также освоить эти технологии и продукты.


Потребитель находится в поиске новых институтов, брендов и ценностей, которым он может доверять. Крах уверенности в традиционных институтах, последовавший за банкротством банков, провалом правительств, коррупцией, экономической и гражданской нестабильностью и подрывом ранее принятых норм, заставил потребителей искать новые бренды, ценности и социальные организации, которым они могут доверять. Бренды, которые помогают своим покупателям пройти через трудные времена, смогут выстроить прочную связь и признание среди покупателей, что ведет к значительной возможности расширения такого бренда.


Потребительский рынок постепенно переходит в он-лайн, но покупатели по-прежнему ждут взаимодействия с брендом по многим каналам. В плане масштаба, магазины розничной торговли будут оставаться доминирующим источником дохода и в обозримом будущем, и важность онлайн-каналов зависит от конкретного продукта. Однако покупатели не размышляют о каналах, они просто покупают и, следовательно, ритейлерам нужно сделать процесс совершения покупки как можно более лёгким, цельным и прозрачным. Поставщики IT должны строить свои операции по каналам вокруг своих систем бизнес-аналитики, чтобы слышать и понимать голос потребителя, и использовать эти инструменты, чтобы отслеживать поведение потребителей по всем каналам, перераспределять ресурсы и корректировать приоритеты.


Потребительский рынок становится менее терпимым к сложности. Хотя потребители стараются покупать продукты с более богатой функциональностью, часто они предпочтут те, которые проще, и интуитивно понятнее. Способность предоставить привлекательный и интуитивно понятный пользовательский интерфейс стала важнейшим фактором отличия между конкурирующими производителями IT. Технологии всё усложняются, и производителю нужно больше инвестировать в то, чтобы поддерживать пользовательский интерфейс простым и интуитивным. Следовательно, разработчики должны нацелиться на упрощение своих продуктов, на цены, укрепление бренда, обратную связь и взаимодействие с пользователем,  а также рассмотреть возможность предложить платные услуги помощи для клиентов, испытывающих трудности с установкой и конфигурированием нового оборудования и услуг у них дома.


Прицел инноваций и потребления сдвигается к развивающимся рынкам. Демография, конечно, влияет на структуру потребления, но влияет и потребительская культура, ценности и отношение, в том числе и ожидания потребителей. Контакт с  социальными слоями важен для бренда, ведь средний класс контролирует подавляющую часть национального дохода и совершает свой выбор бренда, руководствуясь факторами, иными нежели цена. IT компании должны повысить уровень взаимодействия и видимость бренда на развивающихся рынках через набор персонала и достижение понимания местных запросов потребителей и их предпочтений, и применяя всё это в более широком процессе инноваций и в стратегии.